Частые нарушения, выявляемые при проведении аудиторских проверок

В этой статье вы узнаете о 7 самых распространённых нарушениях, выявляемых при проведении аудиторских проверок.

Текст размечен следующим образом: нарушение (выделено жирным) нормативная база и пояснения (выделено курсивом)

1. Взаимоотношения и операции между связанными сторонами  не раскрыты  в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в соответствии с требованиями ПБУ 11/2008

Порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (за исключением кредитных организаций) установлен Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н.

2. В нарушение Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не отражено оценочное обязательство в той сумме, которая позволит организации рассчитаться с работниками по выплатам  за неиспользованный отпуск, накопленный по состоянию 31 декабря отчетного года; учетная политика организации не содержит порядка расчета величины резерва на оплату отпусков для целей бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) применяется всеми организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений (п.1 ПБУ 8/2010).

При этом нормы ПБУ 8/2010 могут не применять организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 3 ПБУ 8/2010).

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют, в том числе,  организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В бухгалтерском учете организации не создан резерв сомнительных долгов по просроченной дебиторской задолженности;
учётная политика организации для целей бухгалтерского учета не содержит утверждённых методов оценки по формированию величины резерва сомнительных долгов по просроченной дебиторской задолженности.

Просроченная дебиторская задолженность должна быть зарезервирована согласно пункта 70 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 г.

4. Материально ответственные лица организации входят в состав инвентаризационной комиссии.

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным. Это следует из совокупности норм, установленных в п. п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. № 49.

5. Суммы кредиторской задолженности по ликвидированным организациям не учтены в доходах в целях налогообложения прибыли.

В силу п. 18 ст. 250 Налогового Кодекса РФ доходом признаются суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности и по другим основаниям.

6. Не создан резервный фонд в акционерном обществе в нарушение статьи 35 Федерального  закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Формирование резервного фонда является обязанностью акционерных обществ.

Согласно статьи 35 Федерального  закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» в обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном  уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

7. Осуществление организацией деятельности без постановки на учет обособленных подразделений.

Организация, которая создает обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговой инспекции по месту его создания (п. 1 ст. 83 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.

Боброва Т.А.,

Аудитор, генеральный директор ООО «Прима-Аудит»